10
01.22

Кризис в Казахстане. Что будет с ритейлом, уйдут ли из страны международные сети?

Ждать ли массового закрытия торговых сетей в Казахстане?
Отвечает Андрей Жук - партнер Retail&Development Advisor, соучредитель и председатель правления Ассоциации ритейлеров Украины.
 
Массовые протесты в Казахстане с каждой минутой приобретают все более критический характер. Парализована работа банков, торговли, отсутствует интернет и нестабильно работает мобильная связь. Это, несомненно, скажется на ритейле как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Пока ритейлеры уже подсчитывают убытки из-за погромов магазинов и кражи товара. Но приведет ли ситуация к тому, что ритейлеры начнут закрываться массово, а международные торговые сети уйдут с рынка?
 
Начнем с критически важного для ритейла – товарных запасов и убытков в связи с их воровством. Политическое противостояние в Казахстане сопровождается не только штурмами правительственных построек, но и мародерством в магазинах и ТРЦ, в первую очередь страдает стрит-ритейл. Большинство ритейлеров в мире не застрахованы от кражи товара и порчи имущества в случае войны, оккупации или протеста. В мировой практике военные действия, народные восстания, захваты власти и теракты традиционно относятся к форс-мажорным обстоятельствам, и по ним преимущественно нет компенсации. В основном все убытки идут в списание: то есть каждый ритейлер сам несет ответственность за сохранность своего товара в случае форс-мажора. Вспомните, сколько убытков понесли ритейлеры из-за конфликта на Донбассе — АТБ, Метро Кэш энд Керри, МакДональдс и т.д.
 
Второй важный вопрос — как изменится ритейл страны, продолжат ли работу магазины и торговые сети или они будут массово закрываться. Если говорить о международных сетях, то разорение магазинов мародерами – не повод сворачивать бизнес и отказываться от развития в стране. Конечно, многое будет зависеть от характера и продолжительности конфликта, а также от дальнейшей оценки инвестиционных рисков работы.
 
Пока что-то прогнозировать еще рано. К тому же, ритейл Казахстана в большинстве своем представлен местными компаниями и бизнесами, работающими по франшизе международных брендов, и лишь небольшая часть иностранных компаний имеет собственные официальные магазины. Первым пострадает малый торговый бизнес. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от запаса крепости каждого ритейлера, продолжительности кризисной ситуации, а также скорости реакции ритейлеров. К примеру, некоторые торговые компании, представленные в Казахстане, имеют опыт на востоке Украины: Метро Кэш энд Керри, группа компаний MTI (в Казахстане представлены брендами «Интертоп», Armani, Pandora). Рекомендация в этом случае одна – оперативно закрыть двери магазинов, забить витрины фанерой и вывезти материальные ценности к разрешению ситуации.
 
Источник: biz.nv.ua